§ 3. Моделирование социально-экономических процессов и автоматизированные информационные системы территориального управления
Данные, получаемые об объекте тем или иным орга- ном управления, служат информацией тогда, когда позволяют уменьшить неопределенность знаний о возможном в перспективе состоянии (поведении) управляемого объекта. Иначе говоря, ор- ган управления должен иметь систему взаимосвязанных количест- венных характеристик объекта, с достаточной степенью адекват- ности описывающих его поведение (развитие), понимаемую как мо- дель объекта. Такая модель в виде многочисленных методик и ин- струкций, плановых и отчетных документов, накопленного опыта работниками управления всегда, так или иначе, реализуется ор- ганами территориального управления. Однако исключительная слож ность территориальных социально-экономических объектов не поз- воляет чисто эмпирически обеспечить адекватность отмеченной "абстрактной" модели реальным процессам. Более того, по мере усложнения существа и взаимосвязи этих процессов, степень аде- кватности принимаемых плановых и управленческих решений, как можно судить по росту конфликтных ситуаций социально-экономи- ческого и экологического характера в регионах страны, снижает- ся. Реальным выходом из создавшегося положения видится включе- ние в практику организационного управления территориальными объектами постоянно развиваемой системы математических моде- лей - от моделирования отдельных процессов до интеграции их в единый информационно-модельный комплекс соответствующего тер- риториального объекта. Как показывает анализ опыта применения математических мо- делей для целей территориального управления, задача разработки адекватного математического инструментария оказывается весьма не простой и еще далека от завершения. Остановимся кратко на этом опыте. Отметим, что вопросы отражения территориального аспекта развития народного хозяйства в экономико-математичес- ких моделях ставились и решались одновременно с развитием это- го научного направления. Еще в 1959 г. под руководством B.C. Немчинова велись разработки по построению отчетных межотрасле-
вых балансов на различных территориальных уровнях (включая об- ластной) как основы оптимальных межотраслевых моделей регио- нального планирования. Им же в статье "Теоретические вопросы рационального размещения производительных сил" (1961 г.) впер- вые был поставлен вопрос о построении моделей, обеспечивающих решение "экстремальных задач по выбору оптимальных вариантов пространственного размещения материального общественного про- изводства" [29]. За истекшее почти тридцатилетие теоретически разработано и нашло то или иное практическое воплощение исклю- чительное множество экономико-математических моделей и мето- дов, ориентированных на совершенствование территориального планирования и управления. На первых этапах (60-е - начало 70-х годов) основное вни- мание было уделено разработке моделей планирования, направлен- ных, главным образом, на оптимизацию развития и размещения производства. Здесь сформировалось впоследствии ряд научных школ [30-35]. При многих существенных различиях этих подходов следует отметить, что в отражении территориальных аспектов они, в принципе, совпадают и ограничиваются выделением крупных территориальных единиц (союзных республик, экономических райо- нов и др.), не затрагивая проблем комплексного социально-эко- номического развития территориальных объектов уровня области, города, района. Основные пути реализации указанных направлений математи- ческого моделирования в практической деятельности заключались, с одной стороны, в подготовке по заданию центральных органов различного рода предплановых предложений, осуществляемых сила- ми соответствующих научных учреждений на основе разработанно- го модельного и математического аппарата, с другой, - во встра- ивании наиболее отработанных моделей (межотраслевой баланс и др.) в практическую работу плановых органов (Госпланы СССР и республик, министерства). Именно на втором направлении стали реально ощущаться главные трудности внедрения математических моделей в работу органов управления - это прежде всего нена- дежное информационное обеспечение моделей. Дело в том, что практически все предлагаемые системы моделей в большей или меньшей степени ориентируются на использование уникальной ис-
ходной информации, для получения которой требуется проведение самостоятельных углубленных исследований. Плановые органы этой информацией в нужное время гарантированно не могли быть обес- печены. Позднее эти трудности были высказаны директором ГВЦ Госплана СССР В.В.Коссовым: "Важной стороной работы с моделями в условиях АСПР является интерес только к тем моделям, в кото- рых используется предусмотренная регламентом информация, от- слеживаемая системой и гарантированно надежная. По этой причи- не центр тяжести в исследованиях по моделированию в науке дол- жен быть смещен с поисков оригинальных модельных решений в сторону раскрытия протекающих в народном хозяйстве процессов, исходя из регламентируемых данных" [34, с.978]. При правильном понимании всей сложности проблемы информационного обеспечения моделей, сам вывод звучит парадоксально и, видимо, не способ- ствовал органическому развитию информационного и модельного обеспечения задач планирования и управления 1 . В 60-е годы были начаты исследования и по моделированию различных процес- сов социального плана (уровня жизни с учетом структуры семей Г35 собственно семейной структуры [Зб], поведения человека [37, 38], социально-демографических процессов [39], моделей взаимодействия производства и природной среды [40]). Появились разработки, в полной мере ориентированные на моделирование со- циально-экономических процессов в рамках городских систем [41- 45].
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!
Следует отметить, что как большинство указанных, так и целый ряд других разработок этого времени носили преимущест- венно постановочный теоретико-методический характер; проблемы их информационного обеспечения и встраивания в практику управ- ленческой деятельности по существу не ставились. В последующие годы было разработано исключительное много-
*)
Принципиально по-иному поставлен вопрос в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР "О мерах по коренному улучшению дела статис- тики в стране" от 17 июля 1987 г. (№ 822), где, в частнос- ти, отмечается: "Считать важнейшими задачами государствен- ной статистики в новых условиях хозяйствования всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразова- ний, экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей ..."
образие математических моделей, отражающих самые разные сторо- ны демографических, социально-экономических, а также некоторые аспекты экологических процессов. Здесь укажем лишь некоторые из этих разработок, которые будут использованы ниже для крат- кого анализа и иллюстрации отдельных положений [6,7,13,46-57]. Первое, что нужно отметить среди характерных черт этого этапа моделирования,- это существенно большая направленность разработок на практическую реализацию [в, 46-55"'. При этом речь идет как о создании специализированного математического обеспе- чения, так и о создании локальных автоматизированных информаци- онных систем, ориентированных на реализацию соответствующего математического инструментария [ 46-48, 511. Вместе с тем, мно- гие интересные подходы к моделированию социально-экономических процессов территориальных объектов не нашли практической (чис- ленной) реализации, главным образом, как нам представляется, из-за отсутствия информации, предусмотренной соответствующими математическими моделями [7, 13, 53] . Во-вторых, следует отметить появление класса моделей (мо- дели линейной оптимизации), ориентированных на комплексное от- ражение развития территориальных объектов (город, район) как целостных социально-экономических систем [7, 52, 54]. Однако при всей актуальности указанных подходов для дела практики, их реализация также крайне затруднена из-за проблемы подготовки исходной информации. Дело в том, что большинство использован- ных входных показателей должны быть предварительно рассчитаны по специальным и весвма трудоемким методикам, или, в общем слу- чае, получены на основе соответствующих более частных математи- ческих моделей. Отсутствие последних приводит к тому, что мо- дели не могут быть реализованы в их достаточно полной детали- зации, а само проведение расчетов по моделям комплексного со- циально-экономического развития территориальных объектов может быть осуществлено, как показал опыт, лишь при условии непосред- ственного участия разработчиков модели. Третье, и главное, что хотелось бы подчеркнуть в этом разделе, в том, что разработка многочисленных моделей социаль- но-экономических процессов и не менее многочисленных задач, комплексов задач и подсистем АСУ территориальными социально-
экономическими объектами долгие годы идет, за весьма редким исключением, как бы параллельно, иначе говоря, независимо друг от друга. Лишаясь аппарата анализа многогранных причинно-след- ственных связей на основе моделирования процессов,в резулвтате которого могли бы быть сделаны объективные выводы, эти автома- тизированные системы уже не являются по существу автоматизиро- ванными системами, управления, а превращаются в одну из их сос- тавляющих - информационно-поисковые системы (ИПС) или системы первичной обработки данных (СОД). Последние зачастую разраба- тываются без сколько-нибудь обоснованной целевой ориентации с позиций анализа процессов и принятия решений. Такое положение дел в отношении включения аппарата математического моделирова- ния в автоматизированные системы демонстрируют проведенные в последние годы вполне представительные научные и научно-прак- тические конференции по проблемам автоматизации управления территориальными социально-экономическими объектами [13-16]. Вместе с тем, как было замечено выше, из общего положения имеются все-таки исключения. Так, в ходе разработки республи- канской АСУ УССР последовательно ведется включение в состав системы математического аппарата, реализующего систему ДИСПЛАН [58]. Следует вместе с тем отметить, что в территориальном ас- пекте эта автоматизированная система охватывает лишь достаточ- но крупные объекты (области) и ориентирована в основном на производственные системы (отрасли). В составе автоматизированной системы управления Томской областью [б] функционируют автоматизированные комплексы задач "Общественное производство", базирующиеся на имитационном мо- делировании и линейно-программных моделях, а также система уп- равления агропромышленным комплексом, органически включающая экономические модели.
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!
Наиболее комплексный подход осуществляется при разработке АСУ Иркутской областью, в которой наряду с традиционными под- Системами уже на этапе проектирования было предусмотрено соз- дание автоматизированной системы моделирования (АСМ). Исследо- вания и разработки в этом направлении ведутся в Иркутском ВЦ СО АН СССР. В основу системы заложена идеология диалогового режима работы. Ее "ядром" является система "Конкурса экономет-
рических моделей" (КЭМ) [59]. Здесь важно подчеркнутв, что про- граммное обеспечение КЭМ содержит в себе не просто детермини- рованную модель, а является аппаратом, позволяющим пользовате- лю генерировать модели, отвечающие поставленным целям исследо- вания. В автоматизированной системе моделирования реализованы также имитационные модели анализа и прогнозирования демографи- ческих процессов. Технологичность работы АСМ обеспечивается наличием в ней информационно-поисковой системы, дающей возмож- ность хранить и корректировать информацию, подготавливать ее для построения моделей и расчетов по ним. Автоматизированная система моделирования ориентирована на аналитические исследо- вания, базирующиеся на ретроспективной информации и проведении прогнозов в широком спектре социально-экономических процессов административной области, ее территориальных частей, других выделяемых объектов. Результаты соответствующих расчетов пре- дусмотрено использовать в других подсистемах АСУ области. Сла- бым звеном системы является отсутствие автоматизированной тех- нологии актуализации данных базы материалами статистической отчетности и АРМ, ориентированных на непрофессионального ко- нечного пользователя. Несмотря на это, рассматриваемая разра- ботка уже сейчас может быть включена в действующие и создавае- мые АСУ территориальными объектами различных уровней. Здесь же заметим, что и другие программные комплексы, например [46,5l], могут быть включены в ТАСУ при условии обеспечения должной автоматизированной информационной поддержки.
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!