Облако

Случайное фото

Погодный информер    Сайтострой    rss лента

Добавить в избранное                            
Если Вас нет в интернете - Вас скоро не будет в бизнесе!
параграф 3 -> распределенные информационные системы -> Форум
Системный администратор, сайтостроение, продвижение, вебдизайн.


Поиск / Участники 
/ Регистрация / Вход
Сегодня: 22.08.2017 - 02:34:23

Форум -> распределенные информационные системы -> параграф 3
Страницы:  1  
Автор Сообщение
 
zael
 
Власть
ушел

 

 
СТАТ:
Тем: 187
Постов: 562
Репа: 1075 ±
Косяки: 0

 
Профиль zael Написать личное сообщение для zael
   Написано: 20.09.2010 в 19:11:16 | #1
§ 3. Моделирование социально-экономических процессов
и автоматизированные информационные системы
территориального управления

Данные, получаемые об объекте тем или иным орга-
ном управления, служат информацией тогда, когда позволяют
уменьшить неопределенность знаний о возможном в перспективе
состоянии (поведении) управляемого объекта. Иначе говоря, ор-
ган управления должен иметь систему взаимосвязанных количест-
венных характеристик объекта, с достаточной степенью адекват-
ности описывающих его поведение (развитие), понимаемую как мо-
дель объекта. Такая модель в виде многочисленных методик и ин-
струкций, плановых и отчетных документов, накопленного опыта
работниками управления всегда, так или иначе, реализуется ор-
ганами территориального управления. Однако исключительная слож
ность территориальных социально-экономических объектов не поз-
воляет чисто эмпирически обеспечить адекватность отмеченной
"абстрактной" модели реальным процессам. Более того, по мере
усложнения существа и взаимосвязи этих процессов, степень аде-
кватности принимаемых плановых и управленческих решений, как
можно судить по росту конфликтных ситуаций социально-экономи-
ческого и экологического характера в регионах страны, снижает-
ся. Реальным выходом из создавшегося положения видится включе-
ние в практику организационного управления территориальными
объектами постоянно развиваемой системы математических моде-
лей - от моделирования отдельных процессов до интеграции их в
единый информационно-модельный комплекс соответствующего тер-
риториального объекта.
Как показывает анализ опыта применения математических мо-
делей для целей территориального управления, задача разработки
адекватного математического инструментария оказывается весьма
не простой и еще далека от завершения. Остановимся кратко на
этом опыте. Отметим, что вопросы отражения территориального
аспекта развития народного хозяйства в экономико-математичес-
ких моделях ставились и решались одновременно с развитием это-
го научного направления. Еще в 1959 г. под руководством B.C.
Немчинова велись разработки по построению отчетных межотрасле-

вых балансов на различных территориальных уровнях (включая об-
ластной) как основы оптимальных межотраслевых моделей регио-
нального планирования. Им же в статье "Теоретические вопросы
рационального размещения производительных сил" (1961 г.) впер-
вые был поставлен вопрос о построении моделей, обеспечивающих
решение "экстремальных задач по выбору оптимальных вариантов
пространственного размещения материального общественного про-
изводства" [29]. За истекшее почти тридцатилетие теоретически
разработано и нашло то или иное практическое воплощение исклю-
чительное множество экономико-математических моделей и мето-
дов, ориентированных на совершенствование территориального
планирования и управления.
На первых этапах (60-е - начало 70-х годов) основное вни-
мание было уделено разработке моделей планирования, направлен-
ных, главным образом, на оптимизацию развития и размещения
производства. Здесь сформировалось впоследствии ряд научных
школ [30-35]. При многих существенных различиях этих подходов
следует отметить, что в отражении территориальных аспектов
они, в принципе, совпадают и ограничиваются выделением крупных
территориальных единиц (союзных республик, экономических райо-
нов и др.), не затрагивая проблем комплексного социально-эко-
номического развития территориальных объектов уровня области,
города, района.
Основные пути реализации указанных направлений математи-
ческого моделирования в практической деятельности заключались,
с одной стороны, в подготовке по заданию центральных органов
различного рода предплановых предложений, осуществляемых сила-
ми соответствующих научных учреждений на основе разработанно-
го модельного и математического аппарата, с другой, - во встра-
ивании наиболее отработанных моделей (межотраслевой баланс и
др.) в практическую работу плановых органов (Госпланы СССР и
республик, министерства). Именно на втором направлении стали
реально ощущаться главные трудности внедрения математических
моделей в работу органов управления - это прежде всего нена-
дежное информационное обеспечение моделей. Дело в том, что
практически все предлагаемые системы моделей в большей или
меньшей степени ориентируются на использование уникальной ис-

ходной информации, для получения которой требуется проведение
самостоятельных углубленных исследований. Плановые органы этой
информацией в нужное время гарантированно не могли быть обес-
печены. Позднее эти трудности были высказаны директором ГВЦ
Госплана СССР В.В.Коссовым: "Важной стороной работы с моделями
в условиях АСПР является интерес только к тем моделям, в кото-
рых используется предусмотренная регламентом информация, от-
слеживаемая системой и гарантированно надежная. По этой причи-
не центр тяжести в исследованиях по моделированию в науке дол-
жен быть смещен с поисков оригинальных модельных решений в
сторону раскрытия протекающих в народном хозяйстве процессов,
исходя из регламентируемых данных" [34, с.978]. При правильном
понимании всей сложности проблемы информационного обеспечения
моделей, сам вывод звучит парадоксально и, видимо, не способ-
ствовал органическому развитию информационного и модельного
обеспечения задач планирования и управления 1 . В 60-е годы
были начаты исследования и по моделированию различных процес-
сов социального плана (уровня жизни с учетом структуры семей
Г35 собственно семейной структуры [Зб], поведения человека
[37, 38], социально-демографических процессов [39], моделей
взаимодействия производства и природной среды [40]). Появились
разработки, в полной мере ориентированные на моделирование со-
циально-экономических процессов в рамках городских систем [41-
45].
--------------------------------------------------
Сломай дом, построй корабль!
[Ответить] [Цитировать]  
 
zael
 
Власть
ушел

 

 
СТАТ:
Тем: 187
Постов: 562
Репа: 1075 ±
Косяки: 0

 
Профиль zael Написать личное сообщение для zael
   Написано: 20.09.2010 в 19:11:37 | #2
Следует отметить, что как большинство указанных, так и
целый ряд других разработок этого времени носили преимущест-
венно постановочный теоретико-методический характер; проблемы
их информационного обеспечения и встраивания в практику управ-
ленческой деятельности по существу не ставились.
В последующие годы было разработано исключительное много-

*)

Принципиально по-иному поставлен вопрос в Постановлении ЦК
КПСС и СМ СССР "О мерах по коренному улучшению дела статис-
тики в стране" от 17 июля 1987 г. (№ 822), где, в частнос-
ти, отмечается: "Считать важнейшими задачами государствен-
ной статистики в новых условиях хозяйствования всестороннее
исследование происходящих в обществе глубоких преобразова-
ний, экономических и социальных процессов на основе научно
обоснованной системы показателей ..."

образие математических моделей, отражающих самые разные сторо-
ны демографических, социально-экономических, а также некоторые
аспекты экологических процессов. Здесь укажем лишь некоторые
из этих разработок, которые будут использованы ниже для крат-
кого анализа и иллюстрации отдельных положений [6,7,13,46-57].
Первое, что нужно отметить среди характерных черт этого
этапа моделирования,- это существенно большая направленность
разработок на практическую реализацию [в, 46-55"'. При этом речь
идет как о создании специализированного математического обеспе-
чения, так и о создании локальных автоматизированных информаци-
онных систем, ориентированных на реализацию соответствующего
математического инструментария [ 46-48, 511. Вместе с тем, мно-
гие интересные подходы к моделированию социально-экономических
процессов территориальных объектов не нашли практической (чис-
ленной) реализации, главным образом, как нам представляется,
из-за отсутствия информации, предусмотренной соответствующими
математическими моделями [7, 13, 53] .
Во-вторых, следует отметить появление класса моделей (мо-
дели линейной оптимизации), ориентированных на комплексное от-
ражение развития территориальных объектов (город, район) как
целостных социально-экономических систем [7, 52, 54]. Однако
при всей актуальности указанных подходов для дела практики, их
реализация также крайне затруднена из-за проблемы подготовки
исходной информации. Дело в том, что большинство использован-
ных входных показателей должны быть предварительно рассчитаны
по специальным и весвма трудоемким методикам, или, в общем слу-
чае, получены на основе соответствующих более частных математи-
ческих моделей. Отсутствие последних приводит к тому, что мо-
дели не могут быть реализованы в их достаточно полной детали-
зации, а само проведение расчетов по моделям комплексного со-
циально-экономического развития территориальных объектов может
быть осуществлено, как показал опыт, лишь при условии непосред-
ственного участия разработчиков модели.
Третье, и главное, что хотелось бы подчеркнуть в этом
разделе, в том, что разработка многочисленных моделей социаль-
но-экономических процессов и не менее многочисленных задач,
комплексов задач и подсистем АСУ территориальными социально-

экономическими объектами долгие годы идет, за весьма редким
исключением, как бы параллельно, иначе говоря, независимо друг
от друга. Лишаясь аппарата анализа многогранных причинно-след-
ственных связей на основе моделирования процессов,в резулвтате
которого могли бы быть сделаны объективные выводы, эти автома-
тизированные системы уже не являются по существу автоматизиро-
ванными системами, управления, а превращаются в одну из их сос-
тавляющих - информационно-поисковые системы (ИПС) или системы
первичной обработки данных (СОД). Последние зачастую разраба-
тываются без сколько-нибудь обоснованной целевой ориентации с
позиций анализа процессов и принятия решений. Такое положение
дел в отношении включения аппарата математического моделирова-
ния в автоматизированные системы демонстрируют проведенные в
последние годы вполне представительные научные и научно-прак-
тические конференции по проблемам автоматизации управления
территориальными социально-экономическими объектами [13-16].
Вместе с тем, как было замечено выше, из общего положения
имеются все-таки исключения. Так, в ходе разработки республи-
канской АСУ УССР последовательно ведется включение в состав
системы математического аппарата, реализующего систему ДИСПЛАН
[58]. Следует вместе с тем отметить, что в территориальном ас-
пекте эта автоматизированная система охватывает лишь достаточ-
но крупные объекты (области) и ориентирована в основном на
производственные системы (отрасли).
В составе автоматизированной системы управления Томской
областью [б] функционируют автоматизированные комплексы задач
"Общественное производство", базирующиеся на имитационном мо-
делировании и линейно-программных моделях, а также система уп-
равления агропромышленным комплексом, органически включающая
экономические модели.
--------------------------------------------------
Сломай дом, построй корабль!
[Ответить] [Цитировать]  
 
zael
 
Власть
ушел

 

 
СТАТ:
Тем: 187
Постов: 562
Репа: 1075 ±
Косяки: 0

 
Профиль zael Написать личное сообщение для zael
   Написано: 20.09.2010 в 19:11:53 | #3
Наиболее комплексный подход осуществляется при разработке
АСУ Иркутской областью, в которой наряду с традиционными под-
Системами уже на этапе проектирования было предусмотрено соз-
дание автоматизированной системы моделирования (АСМ). Исследо-
вания и разработки в этом направлении ведутся в Иркутском ВЦ
СО АН СССР. В основу системы заложена идеология диалогового
режима работы. Ее "ядром" является система "Конкурса экономет-

рических моделей" (КЭМ) [59]. Здесь важно подчеркнутв, что про-
граммное обеспечение КЭМ содержит в себе не просто детермини-
рованную модель, а является аппаратом, позволяющим пользовате-
лю генерировать модели, отвечающие поставленным целям исследо-
вания. В автоматизированной системе моделирования реализованы
также имитационные модели анализа и прогнозирования демографи-
ческих процессов. Технологичность работы АСМ обеспечивается
наличием в ней информационно-поисковой системы, дающей возмож-
ность хранить и корректировать информацию, подготавливать ее
для построения моделей и расчетов по ним. Автоматизированная
система моделирования ориентирована на аналитические исследо-
вания, базирующиеся на ретроспективной информации и проведении
прогнозов в широком спектре социально-экономических процессов
административной области, ее территориальных частей, других
выделяемых объектов. Результаты соответствующих расчетов пре-
дусмотрено использовать в других подсистемах АСУ области. Сла-
бым звеном системы является отсутствие автоматизированной тех-
нологии актуализации данных базы материалами статистической
отчетности и АРМ, ориентированных на непрофессионального ко-
нечного пользователя. Несмотря на это, рассматриваемая разра-
ботка уже сейчас может быть включена в действующие и создавае-
мые АСУ территориальными объектами различных уровней. Здесь же
заметим, что и другие программные комплексы, например [46,5l],
могут быть включены в ТАСУ при условии обеспечения должной
автоматизированной информационной поддержки.
--------------------------------------------------
Сломай дом, построй корабль!
[Ответить] [Цитировать]  
Страницы:  1  

Имя:
   E-mail:





Ещё смайлы

Введите код:  
   
Powered by WR-Forum Pro © 1.9 | Assembled by Alexand3r Am3
*