§ 1. Административный район города как объект автоматизации управления
Административный район является открытой, но достаточно автономной и функционально целостной подсистемой крупного горо да, включающей население, народнохозяйственную и природную ком поненты. В рамках административного района формируется основная часть условий жизни населения, а его органы управления являют¬ся, по существу, единственной инстанцией, имеющей возможность комплексно оценить и в значительной степени воздействовать це¬ленаправленно на весь спектр условий и, тем самым, на уровень качества жизни населения подведомственной территории. В этом отношении районные органы управления несут наибольшую ответст¬венность за реализацию главной цели регионального развития из всех административных территориальных единиц. Как открытая система городской район функционирует и раз-вивается в соответствии с его участием в общественном разделе¬нии труда. Наиболее тесные внешние социальные и экономические связи городской район имеет с вышестоящим по рангу территори¬альным звеном - городом, в состав которого он непосредственно входит. Эти связи проявляются через взаимодействия с соседними районами или общегородскими образованиями. В составе городского района четко выделяются функциональ¬ная и обеспечивающая подсистемы. Элементы первой подсистемы характеризуют его положение в административно-территориальных системах и звеньях более высокого ранга и отражают степень уча стия в общественном производстве. Они образуют внутреннее ядро района и тем самым в существенной мере предопределяют его вну¬треннюю структуру. В состав функциональной подсистемы входят предприятия, организации и"учреждения градообразующей сферы
(промышленности, науки, подготовки кадров и др.)-, частично предприятия и учреждения строительства (проектные и строитель¬ные организаций), население и трудовые ресурсы. Главная функция объектов второй подсистемы состоит в обес¬печении района ресурсами (фондами и мощностями), продуктами и услугами. В обеспечивающую подсистему района входят предприя¬тия, учреждения и организации городской инфраструктуры в черте района (инженерные сети и сооружения, жилищно-коммунальное хо¬зяйство, объекты просвещения, здравоохранения, культуры и от¬дыха, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, транспорта, связи, материально-технического снабжения и сбыта), объекты по охране окружающей среды и использования территори-альных и природных ресурсов, органы финансирования, государст-венного страхования, административно-территориального, общест-венного управления и общественные организации.
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!
По отношению к районному управлению укрупненно можно вы¬делить следующие группы источников и потребителей информации: -население, предприятия и учреждения района; -вышестоящие партийные, советские, общественные и хозяй-ственные органы; районный исполнительный комитет, райком КПСС; окружающая среда. Выбор в качестве объекта автоматизации районного звена не случаен и связан с его особым местом в обеспечении высших эшело-нов территориального управления достоверной информацией. В рай-оне по существу формируются основные потоки первичной информа-ции, используемые в территориальном управлении. Как показали исследования, около 80% первичной социально-экономической ин-формации, используемой на всех уровнях государственного управ-ления, генерируется и перерабатывается в ее первичном звене -административном районе (рис. 5.1) [l] . Естественным след¬ствием этого является то обстоятельство, что район становится основным источником информационного "шума". Принимая во внима¬ние, что демократизация и децентрализация управления должны привести к отмиранию многих управленческих и статистических документов, направляемых на верхние уровни управления, вполне естественно допустить, что доля информации, обрабатыва¬ют
Рис. 5-1. Уровни задач управления в системе органов государ-ственного управления народным хозяйством РСФСР Отредактировано: 13.10.10 в 06:17
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!
Основные акты управления в районе сводятся к разработке управленческих документов, т.е. "носителей информации, содер-жанию и способам фиксации которой действующее законодательство придает определенное правовое значение" [2]. Как показали исследования, в районе используется более 200 различных форм документов, которые относятся к плановой, отчетно-статистической, первично-учетной, финансовой, бухгал-терской, организационно-распорядительной системам документации Городской документооборот превышает 100 тыс.документов (без учета внутреннего документооборота предприятий). Около трети документооборота приходится на население района. Работа с доку ментами занимает в среднем от 30 до 80% рабочего времени руко-водителей и подавляющую часть времени младшего персонала. Общий объем информации, циркулирующей в районе, колеблет¬ся в пределах 4-6 млрд.знаков в год. При этом объем хранимой информации составляет 2-3 млрд.знаков в год. Основные средства оргтехники - авторучка, канцелярская пишущая машинка, микро-калькулятор [1-3 ]• Производительность труда служащих явно не соответствует современным требованиям и растет значительно мед леннее, чем у рабочих (за последние 10 лет выросла только на 40%, против 83% У рабочих) [4] . Обмен информацией между населением, объектами народного хозяйства района и органами управления происходит с помощью бумажных документов. Нередко одна и та же информация направля-ется в несколько адресов, что загружает персонал оформлением большого числа документов различного типа. Переписывание ин-формации из одного документа в другой приводит к ее искажению, т.е. снижению достоверности. Доставка документов производится курьером или почтой. Время доставки исчисляется сутками. В ор-ганах накапливается большая картотека документов. Поиск нужно¬го документа, а тем более его оформление, требующее последова-тельной выборки информации из всей картотеки, требуют больших трудозатрат, которые невозможно произвести в допустимый на оформление документов срок. В связи с этим проблема совершен-ствования управления городским районом в значительной степени сводится к решению задач оптимизации и автоматизации внутри-районного документооборота, что, в свою очередь, предполагает создание соответствующих технических и программных средств, а также разработку математического инструментария для анализа возможных ситуаций с целью выбора наилучших решений. Работа по созданию автоматизированных информационных систем городского района ведется в ряде городов [5-23]. Среди относительно комплексных проработок в этом на¬правлении можно отметить работы в городах Москва [ 5, б], Валмиери Латв. ССР [7, 8] , Новосибирск [9-13], Киев [14-15], Ленинград [16-18].
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!
Однако уровень их практичес¬кой реализации не соответствует уровню методических разрабо¬ток. Отмеченные же функциональные системы не отвечают в полной мере современным требованиям. Они, как правило, не оказывают влияния на совершенствование функций действующей организацион¬ной структуры управления, так как соответствующим отделам и управлениям присваивались наименования подсистем и для каждой из них разрабатывались свои задачи управления. Недостатки тако го подхода в общем уже отмечены, и здесь несколько конкретизи¬руем их: Образуется разрозненный набор не связанных между собой задач управления без их должной связи по входам и выходам. В условиях практического отсутствия интерактивного ре¬жима при решении задач планирования и управления (использова¬ние пакетного режима обработки) процесс решения отчуждается от потребителя (конечного пользователя) и требует введения посред ников (аналитиков, программистов) для постановки задачи интер¬претации результатов их решения. Этапы подготовки, доставки и обработки информации на ЭВМ оказываются разделенными. Подготовка данных для ЭВМ требу¬ет значительных трудозатрат. В результате между конечным пользователем (аппаратом уп¬равления) и ЭВМ появляется много аналитиков, инженеров, прог¬раммистов, операторов, что, в свою очередь, "съедает" положи¬тельный эффект введения АСУ и ведет не к уменьшению, а к уве¬личению управленческого персонала. Указанные недостатки приводят к тому, что собственно уп-равленческий аппарат работает- по-старому, используя огрублен¬ные приемы и показатели планирования и управления, оставляя при этом без обработки до 70-80% управленческих документов [24] Однако перенасыщенность информацией вовсе не исключает его де¬фицита. Так, функция анализа и оперативного управления обеспе¬чены необходимой информацией на 20-30, функция нормирования -на 50-70% [24].
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!
Как было показано выше, эффективное решение этих проблем лежит на пути распределенной обработки данных на базе сетей ЭВМ, создания распределенных баз данных, экспертных систем, систем моделирования и принятия решений. Информационная система района в общем и наиболее завершен¬ном виде включает в себя следующие компоненты: технический комплекс системы, представляющий собой ин-тегрированный набор взаимоувязанных средств вычислительной, организационной техники и связи, обеспечивающих реализацию процессов сбора, передачи, хранения, обработки и выдачи данных; системы баз данных и знаний с их программным обеспече¬нием, составляющих информационную модель предметной области (района, города, области) и отдельных ее компонентов по терри¬тории, отраслям и функциям деятельности; набор организационных структур, функциональных и эконо¬мических моделей самого объекта и системы управления ими, а также связанные с ними набор и последовательность решаемых за¬дач управления; набор формализованных и эвристических методов решения задач обработки данных и управления, программное обеспечение автоматизированной системы обработки данных с реализацией ме-тодов решения задач на ЭВМ; контингент пользователей, желающих и способных решать задачи совершенствования управления на пути его автоматизации; система документов (учебных, методических, правовых, организационных и технологических), обеспечивающих и регламен-тирующих создание, функционирование и развитие этой сложной многокомпонентной системы. Выбор программно-технических средств, а также система ор-ганизационных мероприятий, этапов создания АИС "Район" такого рода определяется целым рядом конкретных обстоятельств. Одним из важнейших в них является, несомненно, сам объект автомати-зации, его структура, параметры, масштабы и т.д. В этой связи, переходя к рассмотрению опыта создания АИС Советского района г.Новосибирска, дадим краткую его характеристику. Район состоит из шести жилых зон,занимающих площадь около 2 90 км . Население района чуть более 120 тыс. чел. На террито¬рии района действуют более 500 народнохозяйственных объектов 15 отраслей. Структура аппарата управления райисполкома приве¬дена на рис.5-2. Некоторые результаты создания АИС для этого объекта рассматриваются ниже.
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!