§ 2. Задачи территориального управления в новых хозяйственных условиях Руководствуясь сформулированными выше позициями, органы территориального управления для обеспечения комплексного раз- вития подведомственной территории должны решать три основных круга задач [7-6] : -совершенствования социально-бытовой инфраструктуры ре- гиона и обеспечения необходимых жизненных условий для населе- ния, проживающего на данной территории; -рационального использования и охраны природных ресурсов -обеспечения общих условий эффективного функционирования системы отраслей на территории. Успешная реализация этих задач возможна только на основе сбалансированных решений по всем аспектам деятельности отрас- левых и территориальных органов управления. Для этого должны быть созданы правовые и экономические условия, способствующие достижению оптимальных решений при реализации названных прин- ципов управления. Для правового обеспечения решения задач территориальными органами (местными Советами) принят целый ряд законодательных мер. Новая Конституция СССР (1977 г.) определила как одну из важнейших задач местных Советов - воздействие на государствен- ное, хозяйственное и социально-культурное строительство на всей подведомственной территории и регулирование взаимоотноше- ний Советов с неподчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями. Развитие и конкретизацию эти положения получи- ли в материалах июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС [91, Зако- не о государственном предприятии (объединении) [ 10]. Землепользование, охрана природы, строительство, исполь- зование трудовых ресурсов, производство товаров народного по- требления, социально-культурное, бытовое и иное обслуживание населения - сфера деятельности, в которой Советы вправе прини- мать решения безотносительно к подчиненности объектов управле- ния, включая контроль и координацию их деятельности в указан- ных сферах [ll]. Каково же реальное положение дел? Реализация перечислен- ных прав и возможностей территориальных органов управления по- ка происходит на самом деле в весьма узких рамках. Главную причину этого следует видеть в недостаточности научного обос- нования отраслевого и территориального подходов к планированию и управлению народным хозяйством, несовершенстве хозяйственно- го механизма, регулирующего их отношения. "... Стихийно скла- дывающиеся соотношения этих подходов представляют собой факти- ческое преобладание отраслевого над территориальным: побеждает отраслевое начало, чему способствует широко распространенная, но совершенно ошибочная установка, будто отраслевые интересы выражают собой общенародные, а территориальные представляют интересы местные" Контроль и координация со стороны территориальных органов управления в сферах, являющихся зоной их исключительной компе-
тенции, осуществляется фактически лишь на стадии планирования социально-экономического развития. Однако самый оптимальный план развития территории начинает ломаться в процессе его вы- полнения именно неподведомственными ему объектами. Не согласо- вывать соответствующие показатели с местными Советами эти пред приятия не могут, однако, опоздать с выполнением или отказать- ся от их реализации - вполне, так как для соответствующей от- расли показатели территориального плана для оценки отраслевой деятельности остаются на втором плане [15.1 Главные причины такого положения - в неравенстве партне- ров, которое выражается в следующем: 1. Материально-финансовое обеспечение деятельности в трех сферах, которые в соответствии с законодательством являются объектом контроля со стороны территории, находятся в руках ор- ганов ее управления лишь отчасти. Остается сильная зависимость их от министерств и ведомств. Так, отделы и управления, входя- щие в аппарат местных Советов, находятся в двойном подчинении: по горизонтали они подчинены исполкому, по вертикали - выше- стоящим отраслевым органам (здравоохранение, финансы, агро- пром, транспорт и т.д.). Отчетность о деятельности подведомст- венных предприятий и организаций перед исполкомом осуществля- ется по системе отраслевых показателей, в существенно неполной степени отражающей задачи и интересы территории [12]. Следует подчеркнуть, что в целом существующие сегодня статистические показатели носят выраженную отраслевую направленность и прак- тически мало пригодны для местных органов управления, недоста- точно ориентированы на учет удовлетворения потребности населе- ния и, что самое главное, не отражают социальной результатив- ности использования имеющегося потенциала. Применение усред- ненных нормативов и показателей в качестве индикаторов в кон- туре обратной связи управления не обеспечивает территориальные органы достаточно подробной информацией, необходимой для выра- ботки и реализации социальной политики, учитывающей интересы различных слоев и групп населения. Кроме того, как отмечалось на седьмой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва (июнь 1987 г.), "чрезмерная централизация, некомплексность и незавершенность территориальной системы руководства, слабость
Отредактировано: 22.09.10 в 07:28
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!
многих ее звеньев снижает возможности местных органов в реше- нии экономических, социальных, экологических и других проблем [ 14]. Большое число и узкая отраслевая специализация органов управления приводили к возникновению между ними ведомственных противоречий, не позволяли достичь согласованного, пропорцио- нального развития взаимосвязанных отраслей, затрудняли разви- тие хозяйственной самостоятельности подведомственных гориспол- кому предприятий. Большинство территориальных отраслевых главных управлений и управлений исполкомов давно превратились в производственно- хозяйственные организации. Их интересы определялись не удовлет- ворением потребностей населения и хозяйства района в продуктах и услугах, а высокими экономическими показателями деятельности подведомственных предприятий. К сожалению, это не одно и то же •Недостатки сложившейся централизованной структуры управ- ления проявляются в излишней звенности, дублировании функций, бюрократизме, принижении роли и самостоятельности исполкомов местных Советов, их органов в решении вопросов развития подве- домственных территорий. В настоящее время идет активный пере- смотр состава и содержания деятельности территориальных орга- нов управления с целью обеспечения реальных прав и усиления ответственности за комплексное социальное и экономическое раз- витие подведомственных территорий, совершенствования структуры аппарата в связи с недостаточной эффективностью существующей. 2. До последнего времени между деятельностью предприятий (объединений), размещенных на подведомственной Совету террито- рии л и социально-экономическим развитием данного региона,прак- тически отсутствовала прямая связь. В целом административно- территориальное управление и хозяйственный механизм отраслевого управления существовали и пока существуют в условиях острых противоречий. Республики, края, области, города остаются в значительной степени экономически незащищенными от неэффективных решений центральных плановых органов и министерств в области размеще- ния и расширения производства, что приводит к ухудшению природ- ной среды,К' "перекосам" в развитии территориальной инфраструк- туры (жилье, торговля, здравоохранение, образование и т.д.).
Ведомства и министерства реально не несут ответственности за свои действия перед органами Советской власти на местах. От- расли и их предприятия используют трудовые, земельные, водные ресурсы, социальную инфраструктуру территории практически без- возмездно, что приводит к эко-тенсивному использованию социаль- но-экономического потенциала территории - отчуждению непомерно больших площадей под промышленные нужды, привлечению излишней рабочей силы и другим негативным последствиям. Обеспечение реального полновластия Советов на деле озна- чает, что ни один государственный, хозяйственный или социаль- ный вопрос не может решаться помимо Советов, которые должны иметь право запретить любое действие или мероприятие, ведущее к ухудшению условий существования человека. Принятие новых законов о Государственном предприятии (объ- единении) и местном самоуправлении позволит частично разрешить эти противоречия. Вместе с тем необходимо дальнейшее развитие законодательства, с большей ориентацией на решение социальных и гуманитарных проблем. При этом должны быть решены вопросы разработки "понятийного аппарата территориального планирования" в условиях коренных сдвигов в развитии производительных сил, равновесного природопользования, резко возрастающей значимости и активности человеческого фактора [15, 1б]. "Нужны новые под- ходы, кардинальные меры, необходим такой тип отношений, при которых экономическое и особенно социальное развитие каждой области, края, республики будет поставлено в тесную взаимосвязь с результатами деятельности всех предприятий, находящихся в данных регионах",- отмечалось в докладе Н.И.Рыжкова на седьмой сессии Верховного Совета одиннадцатого созыва []Л ] . Здесь решение проблемы видится в переводе территорий на принципы хозяйственного расчета и самофинансирования и перехо- де к формированию бюджета региона (района, города, области, республики)за счет отчислений от доходов предприятий, находя- щихся в регионе, установлении прямой связи между объемами фи- нансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона, и эффективностью работы всех предприятий и организаций, размещенных на его территории. При таком подходе местные Советы получают возможность с помощью системы экономических рычагов (долговременных и ста-
ч8
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!
бильных нормативов дифференциации размеров платежей, налого- вых ставок и т.д.) реально воздействовать на отраслевую струк- туру народнохозяйственного комплекса и будут экономически заин- тересованы в наилучшем использовании своих ресурсов, а отрасли и предприятия - в развитии эффективных, экологически чистых технологий в связи с введением платы на землю,, воду, воздушный бассейн' и т.п. Это, в свою очередь, приводит к необходимости тщательно взвешивать принимаемые решения и прогнозировать воз- можные их последствия. Таким образом рассмотренная группа вопросов может быть решена за счет дальнейшего совершенствования организационно- правового и экономического механизмов, регулирующих взаимоот- ношения отраслевых, ведомственных органов, их предприятий и учреждений с органами управления административными социально- экономическими объектами.
-------------------------------------------------- Сломай дом, построй корабль!