Облако

Случайное фото

Погодный информер    Сайтострой    rss лента

Добавить в избранное                            
Если Вас нет в интернете - Вас скоро не будет в бизнесе!
Глава первая -> распределенные информационные системы -> Форум
Системный администратор, сайтостроение, продвижение, вебдизайн.


Поиск / Участники 
/ Регистрация / Вход
Сегодня: 01.05.2017 - 11:19:44

Форум -> распределенные информационные системы -> Глава первая
Страницы:  1  
Автор Сообщение
 
zael
 
Власть
ушел

 

 
СТАТ:
Тем: 187
Постов: 562
Репа: 1075 ±
Косяки: 0

 
Профиль zael Написать личное сообщение для zael
   Написано: 17.09.2010 в 18:05:42 | #1
АНАЛИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ


§ 1. Методические основы разработки действующих систем

Анализ опыта разработки автоматизированных информационных
систем (АИС), ориентированных на органы управления административными территориальными единицами (район, город, область),
целесообразно начать на фоне общего хода разработки АИС и АСУ
различного назначения. 3 этой связи - немного истории.
Уже в начале 60-х годов по мере создания отечественной
вычислительной техники и накопления опыта ее применения в различных сферах в стране появилось понимание объективной необходимости перехода организационного управления на новые информационные технологии. В 1964 г. под руководством В.М.Глушкова
был разработан первый эскизный проспект единой государственной системы вычислительных центров (ЕГСВЦ), предназначенный
для перестройки на основе безбумажной технологии организационно-экономического управления на всех уровнях (от отдельных
предприятий и учреждений до Госплана страны). В силу ряда причин, в том числе, видимо, и объективных, связанных с еще недостаточным потенциалом в области вычислительной техники (ВТ)
и средств передачи данных, неразработанностью системного и
прикладного программного обеспечения, шаги по реализации проекта были отложены до начала 70-х гг.
Вместе с тем, в 1965-70 гг. были выполнены значительные
объемы работы по созданию АСУ предприятий (АСУП) и отраслевых
АСУ (ОАСУ) в отдельных министерствах. Интенсивно развиваются
работы по созданию АСУ технологическими процессами (АСУТП),их
слиянию с АСУП. В эти же годы и чуть позже под руководством
В.М.Глушкова проводятся широкие исследования по разработке
принципов создания общегосударственной автоматизированной сис-
темы (ОГАС) [l], определенной в решениях ХХ1У съезда
КПСС как общегосударственная система сбора и обработки ин-
формации для учета, планирования и управления. Технологической

базой реализации ОГАС должна была служить ЕГСВЦ. Одновременно
с основными положениями разработки ОГАС были предложены мето-
дические подходы и математический аппарат реализации диалого-
вой системы планирования (ДИСПЛАН), призванный обеспечить со-
гласованный пересчет планов от уровня Госплана СССР до цехов
и участков. В качестве одной из основных задач, решаемых ОГАС,
постулировалась задача автоматизированного взаимодействия ор-
ганов территориального и отраслевого управления (через соот-
ветствующие АСУ), с тем, чтобы планы отраслевого и территори-
ального развития оставались постоянно взаимоувязанными. Отме-
тим, однако, что механизм такой взаимоувязки был изложен лишь
в самом общем виде.
Результатом многолетних исследований в рассматриваемой
области явились "Основные положения ОГАС" [2], утвержденные
ГКНТ СССР,подготовка которых стала несомненно наиболее значи-
тельным шагом в деле разработки методологии, определении мето-
дических основ и перспектив развития организационного управле-
ния на базе новых информационных технологий. Несмотря на общую
положителвную оценку названного документа, следует вместе с
тем подчеркнуть, что рассмотрению собственно "территориальных"
проблем, связанных прежде всего с социальными, экологическими
и гуманитарными аспектами развития, и разработке соответствую-
щих АСУ административными территориальными единицами (район,
город, область) именно в этом ключе должного внимания уделено
не было. Не были рассмотрены вопросы особого содержательного
(функционального) статуса этих объектов, а также особенности
информационного обеспечения территориального управления. Соот-
ветствующие территориальные АСУ (ТАСУ) управления были пред-
ставлены по существу как механическое соединение территориаль-
ных частей многочисленных ОАСУ. Отраслевая направленность Ос-
новных положений ОГАС соответствовала, видимо, общей тенденции
отраслевой монополизации хозяйства того времени. Послужив ос-
новой исходных методических посылок разработки ряда ТАСУ, "Ос-
новные положения1' сыграли, возможно, не только позитивную роль
Вместе с тем, уже в начале 70-х годов велись исследования
по реализации системного подхода при разработке ТАСУ , учиты-
вающие социально-экономическую специфику этих объектов.
--------------------------------------------------
Сломай дом, построй корабль!
[Ответить] [Цитировать]  
 
zael
 
Власть
ушел

 

 
СТАТ:
Тем: 187
Постов: 562
Репа: 1075 ±
Косяки: 0

 
Профиль zael Написать личное сообщение для zael
   Написано: 17.09.2010 в 18:33:02 | #2
Наиболее значительной в теоретико-методическом отношении представ-
ляется вышедшая в 1976 г. работа томских исследователей 1*51-
При этом надо отметить, что разрабатываемую АСУ Томской облас-
ти (АСУ ТО) сами авторы рассматривают как одно из нижних зве-
ньев ОГАС.
Не касаясь многих рассматриваемых в указанной работе тео-
ретических положений относительно реализации системного подхо-
да к анализу и управлению организационными объектами, включая
и вопросы согласования отраслевого и территориального принци-
пов , остановимся лишь на наиболее существенных, с точки зрения
дальнейшего изложения,, аспектах. Их три.
Во-первых, следует признать совершенно правильной позицию
авторов, выбранную в качестве принципа системного описания
объекта, а именно,представление области в виде трех характер-
ных блоков: "Природа", "Производство", "Население", а также
фиксацию их основных входов и выходов [зЗ- Заметим, что авторы
монографии понимают наличие значительных специфических черт
административных территориальных единиц различного уровня -
района, города, области (иерархичность и пр.). Однако общая
"территориальная" сущность позволяет воспринимать их при об-
суждении качественных сторон как относительно однородные ло-
кальные территориальные социально-экономические (иначе - ло-
кальные метасоциальные) объекты. С этой точки зрения выделение
названных блоков целесообразно во всех объектах трех указанных
уровней. Следует вместе с тем отметить, что авторами обсуждае-
мой работы был сделан верный, но только первый шаг в системном
описании объекта. В работе не нашло места дальнейшее разукруп-
нение блоков "Природа", "Производство", "Население" до уровня,
соответствующего задачам территориального управления "объек-
тов-элементов" и "процессов-элементов", установление причинно-
следственных и информационных связей между ними, что действи-
тельно означало бы системное описание объекта. Мы далеки от
мысли в чем-либо упрекнуть авторов работы, подготовленной поч-
ти 15 лет назад, но считаем, что отмеченный выше ход рассужде-
ний мог привести впоследствии к более значительным результа-
там.
Здесь же отметим, что к более существенным недостаткам
анализируемой работы нужно, видимо, отнести следующие положе-
ния: "Очевидно, что центральным объектом управления является
блок "Производство" ... Включение в систему области блоков "На
селение" и "Природа" необходимо, поскольку их состояние позво-
ляет во многом судить об эффективности деятельности блока
"Производство" ..." [3, с.156]. Не вдаваясь здесь в обсуждение
этих положений по существу, заметим лишь, что "Производство" -
это все-таки отрасли, а территория - это, прежде всего, - на-
селение и природа. К обсуждению сделанных здесь двух замечаний
мы еще вернемся.
Во-вторых, весьма важным аспектом, с точки зрения методо-
логии разработки ТАСУ , представляется рассмотрение в работе
вопросов оценки и планирования уровня жизни населения области
[з]. Авторами совершенно справедливо отмечается, что "... уро-
вень жизни является одним из важнейших показателей эффективно-
сти функционирования хозяйства области и, следовательно, одним
из критериев эффективности разрабатываемых планов и решений;
без системы оценки и планирования уровня жизни автоматизирован
ная система управления областным хозяйством носила бы незавер-
шенный характер"[ 3, с.178-179].
При всей правильности исходных тезисов авторы в конструк-
тивной части не пошли дальше расчета потребностей в продуктах
и услугах по их видам в расчете на численность выделяемых ти-
пов семей. "Одномерное" представление блока "Население" для
оценки уровня жизни не позволило авторам выйти на интегральные
показатели уровня и качества жизни населения.
В-третьих, остановимся кратко на изложенных в работе тре-
бованиях к обеспечивающей части ТАСУ . Она включает четыре
вида обеспечения: информационное, математическое (модели, ал-
горитмы, программы), техническое и организационно-правовое.
Прокомментируем лишь первые три. По первому виду обеспечения
сказано: "Основным структурным элементом информационного обес-
печения является информационный паспорт. Информационный пас-
порт есть образ объекта в АСУ (разрядка - наша), отра-
жающий такие его признаки, знание которых необходимо и доста-
точно для обеспечения управления объектом на данном уровне"
[3, с.172]. Все правильно! Однако, как было отмечено выше, ав-
торы не нашли возможным выделение "о б ъ е к т о в-элементов",
--------------------------------------------------
Сломай дом, построй корабль!
[Ответить] [Цитировать]  
 
zael
 
Власть
ушел

 

 
СТАТ:
Тем: 187
Постов: 562
Репа: 1075 ±
Косяки: 0

 
Профиль zael Написать личное сообщение для zael
   Написано: 17.09.2010 в 18:48:10 | #3
установление их характеристик, источников и способов получения
соответствующих данных, что лишило приведенный здесь тезис
конструктивного начала. Постулируемое создание автоматизиро-
ванных баз данных "Производство", "Население", "Природа" и ре-
ализация на их основе различных комплексов задач и подсистем
АСУ ТО не имели поэтому под собой конструктивной основы. По
второму виду обеспечения АСУ ТО отметим лишь, что в анализиру-
емой работе кроме перечисления классов моделей (выявление про-
блемных ситуаций, подготовка решений, организация исполнения
и контроля) какого-либо формализованного описания их (за иск-
лючением модели имитации удовлетворения потребностей населе-
ния) не приводится. По третьему виду обеспечения была взята
ориентация на использование мощностей ВЦ коллективного пользо-
вания (на базе ЕС ЭВМ) с развитой, сетью терминалов в организа-
циях-абонентах, которая, как показала практика, оказалась не-
эффективной для решения поставленной задачи в рамках экономи-
ческой целесообразности.
Таков в самых общих чертах краткий экскурс в историю во-
проса. Что он нам дает? Из всего изложенного следует, по край-
ней мере, общий вывод о том, что на первых этапах разработки
ТАСУ многие вопросы теории (цели и задачи территориального
управления) и методики создания (системное описание объекта,
информационное, модельное, программное обеспечение) были про-
работаны еще крайне недостаточно.
Развитие этих вопросов шло впоследствии одновременно с
накоплением практического опыта разработки ТАСУ прежде всего
в наиболее крупных центральных городах (Москва, Ленинград, Ки-
ев, Ереван) , а также Томске, Новосибирске и др. Этапными в
этом отношении могут рассматриваться вышедшие в 1984 г. "Ос-
новные положения по созданию комплекса автоматизированных сис-
тем управления городом" Г 4] и "Общесоюзные руководящие методи-
ческие материалы по созданию комплекса АСУ городом" [5] , под-
готовленные под эгидой ГКНТ СССР созданными ранее специализи-
рованными организациями НПО АСУ "Москва" Мосгорисполкома, НТПО
"Ленсистемотехника" Ленгорисполкома, НПО "Госистемотехника"
Киевгорисполкома, Ереванского НИПИ АСУ городского хозяйства,
а также работы, отражающие методические подходы и накопленный

опыт томских Гб ] и новосибирских исследователей [7-12].
Остановимся на некоторых результатах развития теоретичес-
ких и методических положений разработки территориальных инфор-
мационных систем, полученных за этот период.
Первое, что нужно отметить, это определенные шаги в на-
правлении более глубокой проработки вопросов целостности ло-
кальных территориальных социально-экономических объектов. Так,
в работе [7] отмечаются признаки, определяющие целостность го-
рода как образования, ограниченного от внешней среды функцио-
нально, пространственно, юридически. Большое внимание уделено
вопросам применения программно-целевого подхода к проблемам
управления. При этом выделяются элементы функциональной струк-
туры и показатели социально-экономического развития, характери
зующие город как систему. Вместе с тем эти весьма полезные и
достаточно конструктивные теоретические положения не находят
дальнейшего воплощения в описываемой далее структуре террито-
риальной АСУ, а также в выполненных этапах по ее созданию.
Иначе говоря, ощущается существенный разрыв между теорией и
практикой вопроса.
Целостность территориальных объектов (города) постулиру-
ется и в "Основных положениях ..." [4]: "Город - это целостный
единый организм, интегрирующий на своей территории население с
его общественно-полезной деятельностью, средства производства,
хозяйственные звенья и объекты производственной и социальной
инфраструктуры" "... с точки зрения управления наибольшее
распространение получило выделение в городе следующих тесно
взаимосвязанных структурных образований: градообразующей базы;
населения; градообслуживающей базы; окружающей среды". Вместе
с тем утверждается, что: "к городу в целом ... не допустимо
применение понятия единой цели, в нем выделяются сложные мно-
гоцелевые системы ...".
Касаясь вопросов целостности города, отметим, что в ОРММ
АСУ "Город" [ 51, минуя рассмотрение существа взаимодействия и
"тесно взаимосвязанных образований", отмечается: "Максимальный
уровень компетенции горисполкома обеспечивается при управлении
градообслуживающей базой. Поэтому основным функциональным эле-
ментом комплекса АСУ "Город" будет автоматизированная система
управления объектами градообслуживающей базы". Таким образом
--------------------------------------------------
Сломай дом, построй корабль!
[Ответить] [Цитировать]  
 
zael
 
Власть
ушел

 

 
СТАТ:
Тем: 187
Постов: 562
Репа: 1075 ±
Косяки: 0

 
Профиль zael Написать личное сообщение для zael
   Написано: 17.09.2010 в 18:55:24 | #4
ся первый шаг в сторону от целостного понимания террито-
риального объекта. Сформулированные задачи,, на решение которых
направлено создание АСУ "Город", такие как повышение темпов
роста общественного производства, повышение эффективности ис-
пользования природных, материальных, трудовых и финансовых ре-
сурсов [4], не отвечают масштабу объекта автоматизации в при-
веденном выше понимании.
Структуру функциональной части АСУ "Город" рекомендуется
строить по иерархическому принципу [ 4, 5j: комплекс АСУ обще-
городских задач управления (11 систем; социально-экономических
программ, информационного обслуживания руководства, АСПР, АСФР,
АСУ МТС, АСОИцен и др.); АСУ межотраслевых хозяйственных комп-
лексов; далее - ОАСУ и АСУП.
Из приведенного перечня комплексов АСУ видно, что реко-
мендуемый их состав не имеет однозначного соответствия ни со
структурными образованиями города, ни с объектами названной
выше градообслуживающей базы. Кроме того, уделив основное вни-
мание выделению функциональных звеньев в комплексе АСУ "Город,
разработчики по существу не затронули вопросов их взаимодейст-
вия (информационного, организационного и пр.) - целостное пред-
ставление города как объекта управления осталось постулатом.
Нечто аналогичное можно проследить и в разработках томс-
ких исследователей [6]. Если теоретически территориальный объ-
ект (область) по-прежнему рассматривается целостно как взаимо-
действие подсистем "Производство", "Природа", "Население" с
добавлением блока "Управление" [6, с.13-14], то при методичес-
ком обосновании структуры территориальной АСУ реализуются по
существу описанные выше подходы. Конкретно выделяются: АСУ ин-
тегрированного управления хозяйством области (верхний уровень),
директивного (АСОИДО-обработка информации для директивных ор-
ганов) и функционального подуровней (АСПР, АСГС, АСФР); АСУ
интегрированного управления региональными целевыми (межотрас-
левыми) комплексами; АСУ отраслями территориально-отраслевого
и территориального подчинения; АСУ объединениями и предприяти-
ями и АСУТП. И в этом случае целостное информационное отобра-
жение объекта в АСУ теряется.
Иной подход был заложен в основу разработки инфор-
мационно-вычислительной системы (ИВС) управления Советс-
ким районом г.Новосибирска. Прежде всего следует от-

метить, что первым этапом здесь стало создание системы прог-
раммно-технических средств, наиболее адекватно отвечающих за-
дачам автоматизации информационного взаимодействия многочис-
ленных объектов, расположенных на территории района. Речь идет
о создании территориально-распределенного неоднородного много-
машинного Вычислительного центра коллективного пользования СО
АН СССР [8, 9], часть средств которого была ориентирована на
решение задач территориального управления [10-121•
Вторым важным аспектом реализуемого подхода явились ис-
следования документооборота и информационных потоков, осущест-
вляемых в процессе территориального управления [ll], и уже тог
да стало ясно, что в центре внимания территориальных органов
управления, по крайней мере на районном уровне, и соответст-
венно объектом автоматизированного информационного отражения
должно быть население района, его отдельные группы и индивиду-
умы. [12 ] •
Далее, в рамках этого подхода, основные методические раз-
работки и конкретные работы были направлены на создание авто-
матизированных рабочих мест для управленческого персонала с
доступом к системе распределенных в неоднородной сети ЭВМ бан-
ков данных социально-экономической информации. Это давало бы
возможность решать не отдельные задачи, а комплексы взаимосвя-
занных задач с единой информационной базой и решать большую
часть этих управленческих задач в режиме непосредственного об-
щения пользователя с ЭВМ [ю].
Следует отметить, что многие вопросы, связанные с целями
и задачами управления районом как целостным социально-экономи-
ческим объектом, еще не нашли в работах [8, 10-12] должного
рассмотрения. Новые шаги, сделанные в этом направлении, будут
охарактеризованы в последующих главах. Сейчас же остановимся
кратко на накопленном в стране практическом опыте создания и
эксплуатации АИС территориального управления.
--------------------------------------------------
Сломай дом, построй корабль!
[Ответить] [Цитировать]  
Страницы:  1  

Имя:
   E-mail:





Ещё смайлы

Введите код:  
   
Powered by WR-Forum Pro © 1.9 | Assembled by Alexand3r Am3
*